понедельник, 16 июня 2014 г.

Васілю Быкаву - 90! Затўтра ў гасцях "Дыяблогу" - Міхась Тычына, літаратуразнаўца, пісьменьнік


   19 чэрвеня будзем адзначаць юбілей класіка.

   ...Ці ведалі вы, што падчас вайны Васіль Быкаў быў паранены ў нагу і жывот - яго памылкова запісалі загінулым. Бацькі яго атрымалі паведамленне, што іх сын мужна загінуў у баях з нямецка-фашысцкімі захопнікамі каля Кіраваграда (гэта было засведчана на абеліску).
У сваёй кнізе ўспамінаў "Доўгая дарога дадому" (2003) ён пісаў так:

   "Прадчуваю сакраментальнае пытанне пра страх: баяўся ці што? Вядома, баяўся, а, можа, часам і збаяўся. Але страхаў на вайне шмат, і яны ўсе розныя. Страх перад немцамі - што маглі ўзяць у палон, застрэліць; страх з-за агню, асабліва артылерыйскага або бамбёжак. Калі выбух побач, так, здаецца, цела само, без удзелу розуму, гатова разарвацца на кавалкі ад дзікіх пакут. Але быў жа і страх, які ішоў з-за спіны - ад начальства, усіх тых карных органаў, якіх у вайну было не менш, чым у мірны час. Нават больш".

Нягледзячы на тое, што пісьменніцкі дэбют В. Быкава быў даволі ўдалым, ён сам доўгі час "шукаў сябе": у дзяцінстве захапляўся маляваннем, пісаў сатырычныя творы, выступаў як журналіст...
А што пра Быкава і яго месца ў беларускай і сусветнай літаратуры думаеце вы?
Васіль Быкаў у 1944 годзе.

43 комментария:

  1. Оксана Лохач

    Я люблю Быкова, читала и на белорусском и на русском. Все наследие может и не надо, но основное точно должно быть. Мне без разницы на каком языке его читать.

    ОтветитьУдалить
  2. Оксана Лохач, а что самое значимое в плане для школьной программы? Что туда включить и в каких классах?

    ОтветитьУдалить
  3. Оксана Лохач

    ой про классы не знаююю...

    ОтветитьУдалить
  4. Оксана Лохач, я просто сама подумала - дети в 5-6 классе, хоть им про ВОВ уже рассказывают, наверное, не поймут еще Быкова...

    ОтветитьУдалить
  5. Оксана Лохач

    а мне лично больше всего нравится "Знак беды", но и 2 других произведения, которые Вы назвали тоже стоят того, чтобы быть включенными в программу..

    ОтветитьУдалить
  6. Оксана Лохач

    а сейчас они разве не включены?

    ОтветитьУдалить
  7. Ekaterina Mikhalevich

    Читала на русском и белорусском. Детям рекомендую. Его взгляд на войну мне кажется лишенным пропагандистского окраса, вообще люблю его и старшеклассникам бы включила в программу, или хотя бы во внеклассное чтение. Обязательно с обсуждением и дискуссиями, там есть о чем поспорить.

    ОтветитьУдалить
  8. Оксана Лохач

    я Быкова читала, когда уже в техникуме училась, это примерно 9-10-й класс школы

    ОтветитьУдалить
  9. Оксана Лохач, я со школьной программой так и не разобралась. Кто-то говорит, что читали в школе в рамках программы, у кого-то не было, у кого-то была 1 книга и так далее.

    ОтветитьУдалить
  10. Ekaterina Mikhalevich, а веришь на 100% изложенному? Быкова, как любого автора на историческую тему, обвиняли в фальсификации, выдумках, натяжках

    ОтветитьУдалить
  11. Ekaterina Mikhalevich

    Я не то чтобы верю, и это для меня не вопрос веры. Он в то время когда писал был явно не в тренде и поэтому больше вероятности, что он сам верил в то, о чем писал. Смысла кривить душой у него точно не было в те времена, не думаешь так?

    ОтветитьУдалить
  12. Ekaterina Mikhalevich ну, я вообще в художественной литературе не борец за достоверность на уровне научной работы

    ОтветитьУдалить
  13. Ekaterina Mikhalevich

    Вот именно

    ОтветитьУдалить
  14. Ekaterina Mikhalevich

    Кстати, захотелось перечитать. И со старшими детьми обсудить. Вот она, волшебная сила журналистики!

    ОтветитьУдалить
  15. Ekaterina Mikhalevich а когда еще программа выйдет - то вообще я после наших гостей всегда заражаюсь желанием что-то почитать-перечитать-узнать и т.д. Кстати, а почему прочесть, а не посмотреть?

    ОтветитьУдалить
  16. Ekaterina Mikhalevich

    В смысле кино? Мне захотелось Быкова увидеть новым взглядом, уже много разного читано-перечитано про войну. В СССР у нас строго было со взглядами, а сейчас время прошло и история постепенно вырисовывается...

    ОтветитьУдалить
  17. Ирина Сахно

    я читала по школьной программе и не пожалела, что читала! увлекательно, сострадательно, познавательно! животрепещуще по сей день. Считаю, нужно включать в школьную программу и снимать фильмы. Скучновато временами, психологически тяжеловаты фильмы, но хорошие однозначно! Последний фильм, который я смотрела совсем недавно- "В тумане". читала конечно же на белорусском. Детям буду рекомендовать.

    ОтветитьУдалить
  18. Ирина Сахно

    "Знак Беды " в 10 классе, "Журавлиный крик" (не помню, в каком), "Дожить до рассвета". эти я читала. что-то еще читала, но не припомню сейчас, увы..

    ОтветитьУдалить
  19. Татьяна Туранцева

    Читали по школьной программе, и ни секунды об этом не жалею. Именно тогда, в 9-10 классе со слезами на глазах осознавала, что же такое война. Конечно, можно читать и на русском, но мое убеждение - лучше всего автор чувствуется и понимается на его родном языке.

    ОтветитьУдалить
  20. Вольга Быкоўская

    прочитала по школьной программе. на белорусском. на белорусском и хотела бы. думаю, что пока в программе есть литература про вторую мировую быкова нужно обязательно включать, т.к. он и правда нестандартен для советской литературы про войну.

    ОтветитьУдалить
  21. Оксана Лохач

    Стелла, я читала в рамках программы в техникуме, но что конкретно было по программе не помню, т.к. читала еще то, что было кроме программы

    ОтветитьУдалить
  22. Катя Наумович

    Во-первых, имею четкое убеждение, что если произведение написано на белорусском языке и вы им владеете, то в первую очередь читайте на языке оригинала! Во-вторых, не понимаю, как можно обойтись без Быкова в школе (школа в широком смысле слова)! И в-третьих, мне повезло: нам литературу преподавал именно спадар Михась! Счастье невероятное!!!

    ОтветитьУдалить
  23. Екатерина Дьяченко

    А мы читали в школе на русском. На русском, потому что в России дело было, в обычной российской школе, в программе Быкова нет, просто учительница у нас хорошая и поэтому на внеклассном чтении был Быков. Замечательные произведения, написано просто о тяжелом. Моя дочка будет учиться уже в Беларуси и будет читать обязательно, скорее всего на белорусском.

    ОтветитьУдалить
  24. Наталия Кривец

    Стелла, кроме Тычины Шапрана еще зовите на передачу

    ОтветитьУдалить
  25. Наталия Кривец, нельзя, к сожалению, двоих гостей студия-стол маленькие, мы 2+1 гость - единственный вариант уже не раз расстраивались из-за этого, когда соавторы, например

    ОтветитьУдалить
  26. Екатерина Дьяченко да, у нас тоже в школе не было в программе, но мы тоже внеклассно читали. Правда, только одну вещь а вы?

    ОтветитьУдалить
  27. Катя Наумович оооо... и как ему удалось привить классу любовь к Быкову?

    ОтветитьУдалить
  28. Наталия Кривец

    Жалко... Шапран был бы очень в тему

    ОтветитьУдалить
  29. Вольга Быкоўская, опять забыла, мы "на ты" уже? В чем ты видишь его необычность? И по сравнению с кем? Просто для меня основа военной прозы - это Васильев и Астафьев, они, сама понимаешь, и полярные - и дополняющие, и картину полностью (ИМХО) создающие. В чем особая роль Быкова?

    ОтветитьУдалить
  30. ирина прилукова

    Извините, вступаю на середине беседы. Зачем искать " роль Быкова"? Это его взгляд, его версия, его стиль. Плюс -он белорус. Его война -про нас.

    ОтветитьУдалить
  31. Вольга Быкоўская

    вроде да. в любом случае я за то, чтобы быть по максимуму на ты. Особенность Быкова? Психологизм произведений, индивидуализм героев, нет пустого героизма, есть честность. Ну и да. Белорус. Мы тут вообще особо не помним про Васильева и Астафьева. А вот про Быкова, да.

    ОтветитьУдалить
  32. Irina Prilukova ну вот "белорус, его война про нас" - это вполне интересная версия роли. Лично я для себя сразу многое поняла, чем он многим особенно дорог

    ОтветитьУдалить
  33. Вольга Быкоўская

    на самом деле наши так много писали про войну, что я даже с трудом вспоминаю небелорусских авторов. разве что Повесть о настоящем человеке, Твардовского и кто там написал Сына полка? Вот честно Васильева и Астафьева не помню))

    ОтветитьУдалить
  34. ирина прилукова

    Хотя писал про советских людей, характеры его героев вполне национальные. Талант. Интересно, про что он писал бы сейчас, ?

    ОтветитьУдалить
  35. Вольга Быкоўская ну как же. Васильев - это А зори здесь тихие (например), Астафьев - самая антисоветская военная вещь Прокляты и убиты

    ОтветитьУдалить
  36. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  37. Вольга Быкоўская

    Зори фильм видела)) всё-таки у нас программы в школах отличаются да. я уже правда свою не полностью помню - возможно, эти авторы были где-то во внеклассном чтении. я вообще, честно говоря, военную тему не очень люблю, поэтому лишнее не читала.

    ОтветитьУдалить
  38. Екатерина Дьяченко

    Стелла, мы читали "Альпийскую балладу" и "Сотникова". А еще из современников про войну впечатлил Кондратьев "Сашка". Я даже по нему выпускное сочинение писала.

    ОтветитьУдалить
  39. Екатерина Дьяченко, в школе читали? А потом во взрослом возрасте по-другому воспринимается?

    ОтветитьУдалить
  40. Екатерина Дьяченко

    Стелла, я бы сказала с большим надрывом... С моей тонкой душевной организацией я сразу рыдать начинаю. В школе было с этим проще, с возрастом чувства обострились, пришло понимание, что же на самом деле такое - война. А с рождением ребёнка я вообще не могу ни читать, ни видеть, ни слышать о насилие. Меня сразу начинает трясти, я хватаю ребёнка и плачу... Лечиться надо:-)

    ОтветитьУдалить
  41. Екатерина Дьяченко ну, при маленьком ребенке это банальные гормоны... годам к 2 детским обычно проходит само

    ОтветитьУдалить
  42. Екатерина Дьяченко

    уже 4 почти... Просто ну не укладывается в голове - зачем? Когда это статистика - погиб каждый третий, не так грустно, а когда трагедия одного конкретного человека на войне, сразу задумываешься - сколько таких вот было. Быков меня трагедией одного человека и впечатлил. В общем Быков для меня уже классика, которую обязано читать подрастающее поколение.

    ОтветитьУдалить
  43. Екатерина Дьяченко мне от статистики жутко, да, а если это еще художественно - то совсем невыносимо. Но в школе согласна, что обязательно.

    ОтветитьУдалить